Размер шрифта:

Логин

Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся»

 

«Воспитай личность»

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы

сделать его способным

развиваться дальше самостоятельно.

Альберт Грин Хаббард

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

              В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.  Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

               Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев,  — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

               В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Наиболее системно, последовательно и глубоко нравственные ценности  могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

             Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е.  того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

              Современная российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Необходимо говорить  о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

            В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков,  но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Основные направления развития личности.

Личностная культура

Социальная культура

Семейная культура.

       Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

       Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.

       Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

       Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

        Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

       Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного  города, района, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

       Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.

      Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.

     Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

     Политический смысл происходящих сегодня в стране изменений заключен в переносе национальных приоритетов с декларации (предоставления) свободы на формирование свободоспособности. Свобода может оборачиваться отрицанием (отторжением) прошлого и настоящего Отечества, традиционных форм национальной жизни, ответственности перед обществом, настоящими и будущими поколениями. Свобода не является самоцелью. Она — необходимое условие полноценной личной и национальной жизни.

      Свободоспособность развивается в человеке в процессе духовно-нравственного становления, образования, труда и творчества, формируется в гражданине как умение использовать ту меру свободы, которую общество и власть предоставляют, а также постепенно ее расширять для решения все более сложных социальных задач.

      Воспитание свободоспособного человека — ответственной личности — предусматривает развитие у него с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, — а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала. В воспитании свободоспособности в равной мере, но с разными возможностями участвуют школа, семья, государство, религиозные организации, СМИ и другие социальные институты.

       Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Цель программы:

  •  Формирование духовно-нравственной личности и патриота России.
  • Социальная адаптация школьников в меняющемся обществе. 
  • Воспитание учащихся в духе толерантности и открытости миру.

 Основные задачи программы:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров гражданина и патриота на основе традиционных общечеловеческих и моральных ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, пропаганда здорового образа жизни среди школьников  и родительской общественности под лозунгом «Здоровая школа – в здоровье каждого», формирование навыков здорового образа жизни.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. Развитие форм ученического самоуправления.
  • Организация индивидуальной работы с одаренными детьми

 В программу воспитательной деятельности  школы входят такие подпрограммы.

  • Подпрограмма  «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник — гражданин России»
  • Подпрограмма « Воспитание петербуржца  как продолжателя традиций своего города»
  • Проект «Одаренные дети»
  • Подпрограмма « Будь здоров!»

Ресурсное обеспечение Программы

  • Программа направлена на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), социальные группы семей без исключения, жителей МО «Сенной округ».
  • Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: классные руководители 1-11 классов, педагоги школы, социальный педагог, психолог, заместители директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, опытно-экспериментальной, педагог-организатор, обучающиеся, а также родители, общешкольный родительский комитет, медицинский работник школы.
  • Промежуточные и итоговые результаты обсуждаются на заседаниях, совещаниях при директоре.

Сроки и этапы реализации Программы

 Программа имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение  2011-2016гг.:

I этап  (2011г.) – разработка теоретических основ программы; обобщение имеющего опыта работы школы по направлениям подпрограмм; проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.

II этап (2012-2016гг.) – реализация системы мероприятий данной программы; совершенствование системы контроля за выполнением этих мероприятий; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.

 Исполнители основных мероприятий программы —  педагогический коллектив, органы ученического самоуправления, родительская общественность, учащиеся.

 Ожидаемые результаты:

  1. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Интерес и уважение к культурным ценностям Санкт-Петербурга и бережное отношение к традициям своего города.
  2. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры. Повышение гражданской ответственности учащихся.
  3. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения, убежденность  учащихся  в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий; высокий уровень коммуникативных компетенций.
  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
  5. Активное  участие родителей в деятельность школы, повышение авторитета родителей.
  6. Создание системы диагностики и развития одаренных детей.
  7. Участие школьников, родителей, учреждений дополнительного образования, общественности в решении образовательных и социальных проблем через реализацию подпрограмм, проектов.
  8. Повышение эффективности и результативности решения поставленных задач по основным направлениям Программы.

 Заказчик программы – субъекты образовательного  процесса

Основной разработчик – заместитель директора по ВР, коллектив учителей

 Направления и формы реализация программы

 

 Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание: школьник- гражданин России».

Цель:   1. Формировать личности гражданина и патриота России, истинного петербуржца.

                2. Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

                3.Способствовать формированию гордости и самоуважения к своему городу – Санкт-Петербургу.           

 Задачи подпрограммы:

  • Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
  • Формирование гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих  прав и прав другого человека, способности к нравственному саморазвитию и активной жизненной позиции.
  • Воспитание у учащихся ответственности за судьбу своего города, своей страны.

 Ожидаемый результат:

  • истема патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и социальных партнеров и ее реализация.
  • Образ выпускника школы – социально значимой личности и патриота своей страны.
  • Творческая активность школьников в познании культурно-исторических ценностей своего народа, своего города.
  • Исследовательская деятельность учащихся по сохранению культурных и духовных ценностей родного города.

                                    Мероприятия и формы по реализации подпрограммы

 

п/п

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственные

 

1.Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников

 

 

 

 

1.1.Проведение массовых школьных мероприятий

 

 

1.

Праздник  Первого звонка «Здравствуй, школа!»

сентябрь

Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов

2.

Вахта памяти:

1.      Посвященная блокаде Ленинграда:

·  День памяти и скорби – 8 сентября

- радиолинейка «Память о подвиге Ленинграда»

- митинг у Стелы ополченцам Октябрьского района

-  классные часы и встречи с ветеранами блокадного Ленинграда

- поездки к местам «Дороги жизни»

·       День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – 27 января:

- митинг у Стелы ополченцам Октябрьского района совместно с ветеранами и жителями Адмиралтейского района

- выпуск электронных газет «Их имена носят наши улицы»

- выставка стенгазет «Подвиг Ленинграда»

- тематическая выставка литературы и сочинений учащихся «Блокада в истории моей семьи»

- поздравление ветеранов «Открытка ветерану…»

 

2.      Посвященная Дню Победы:

- митинг у Стелы ополченцам Октябрьского района – 1-7 классы;

- праздничное шествие совместно с ветеранами и жителями Адмиралтейского района

- выпуск стенгазет «Этот день Победы…»

-радиолинейка « Салют, Победа!»

- встречи с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда (МО «Сенной округ»);

- концерт для ветеранов силами ОДОд

- поздравление ветеранов «Открытка ветерану…»

-презентация « Велика Победа»

- посадка цветов «Живые цветы – Великой Победе»

 

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов, библиотека

3.

Мероприятия ко Дню народного единства ( см. р. «Гражданственность»)

 

Октябрь-ноябрь

Зам.по ВР,  педагог-организатор, классные руководители

4.

Проведение Дня самоуправления

Октябрь

март

Зам.по ВР, педагог-организатор, Совет школьников

5.

Праздник «День лицея»:

·        Посвящение в старшеклассники учеников 10-х классов;

·        Театрализованное представление

·        Электронная газета «История нашей школы»

Ежегодно, ноябрь

Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов

6.

Участие во Всероссийском конкурсе «Хрустальные звездочки» Управления Федеральной службы судебных приставов

·        Конкурс творческих работ «Юный правовед»

·        Конкурс  творческих талантов

·        Соревнования на Кубок им.А.С.Никитина Управления ФССП по Санкт-Петербургу

Ежегодно, ноябрь

 

 

 

май

Зам.по ВР,  творческие коллективы ОДОда школы, педагог-организатор

7.

Новогодняя неделя:

·        Театрализованное представление – сказка «Приключения нового года» для 1-4 классов

·        Новогодний КВН 5-8 классы «Вселенский Новый год»

·        Новогодний вечер 9-11 классы «Новый год в разных народов»

·        Виртуальный музей «Новый год и Рождество»

декабрь

Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов, Совет старшеклассников

8.

Проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества:

·        Тематические классные часы:

1-4 классы «На страже Родины»

5-8 классы «Наша армия – »

9-11 классы «Служить Отечеству – священный долг гражданина»

·        Выпуск боевых листков «Легендарная армия страны» 5-9 классы

·        Спортивный праздник «А, ну-ка, парни!»

       

Ежегодно, февраль

Зам.по ВР, учитель ОБЖ, классные руководители

9.

День открытых дверей:

·        Театрализованное представление «Учат в школе…»

·        Выставка работ творческих коллективов ОДОд

апрель

Зам.по ВР,  творческие коллективы ОДОда школы, педагог-организатор

10.

Праздник Последнего звонка «В добрый путь. В добрый час!»

май

Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов, учителя

11.

Привлечение родительской общественности к проведению общешкольных мероприятий

·        Праздник  «Первого звонка»

·        Праздник «Наши мамы» — 1-4 классы

·        Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

·        Праздник Последнего звонка

Ежегодно

Зам.по ВР, социальный педагог

 

1.2. Формирование нравственных основ  

 

 

1.

Благотворительные концерты для ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда, воспитанников детских садов № 27 и № 50

Ежегодно

Зам. по ВР, руководитель ОДОД,

2.

Школьная акция «Зеленая сказка»

октябрь

Учитель биологии

3.

Беседы, тематические классные часы, дебаты, дискуссии по нравственной тематике:

 1-4-е классы :1) Теперь я – школьник, теперь я – ученик.

2) Культура поведения ученика.

3) Мой знак зодиака и что мне с этим делать?

4) Мои знаменитые тёзки.

5) Какой я?

6) Моя дружная семья.

7) Мои одноклассники.

8) Моя комната.

9)  Профессии нашей семьи

10) А что могу я?

5-8 классы:

1) Мои духовные ценности.

2) Наш семейный альбом.

3) Наш дружный класс.

4) Я сам по себе или Я в коллективе.

5) Мой вклад в жизнь класса и школы.

6) Дети + родители + учителя = ?

7) Расскажи мне обо мне!

8) Какой я друг?

9) А вы любили?

10) Жить и быть человеком

9-11 классы:

Что такое духовность?

1) Что для меня является духовной ценностью?

2) Общечеловеческие духовные ценности.

3) Не позволяй душе лениться!

4)  Хочу, могу, надо. Основные принципы

выбора профессии.

6)  Мои жизненные и профессиональные планы

7) Роль любви в моей жизни.

8) Нагорная проповедь – миф или реальность?

9) Моя формула счастья.

 

 

Сентябрь-май

Классные руководители 1-11 классов

 

1.3. Основы гражданственности.

 

 

 

1.

Мероприятия ко Дню народного единства:

·        Радиолинейка «Россия – родина моя»

·        Конкурс рисунков «Вместе – целая страна» 1-7 классы

·        Конкурс сочинений «Моя страна» -5-9 классы

·        Неделя добрых дел (проведение бесед в начальной школе, субботник, поздравление ветеранов) 9-10 классы

·        Тематическая выставка в школьной библиотеке

Тематические классные часы, уроки гражданственности «Моя Россия», «Моя Родина – Россия».

 

Октябрь-ноябрь

Зам.по ВР,  педагог-организатор, классные руководители

2.

 

Мероприятия, посвященные официальным символам, истории своей страны:

·        Радиолинейки «День народного единства», «Конституция моей страны», «День независимости», «Флаг России»

·        Круглые столы, встречи с интересными людьми, депутатами МО «Сенной округ»

·        Участие в районном конкурсе «Овеянный славой флаг наш …»

 

 

 

 

ежегодно

Зам. по ВР, педагог-организатор

3.

Тематические классные часы, беседы, праздники, конкурсы

1-4 классы:

1)     Что в имени тебе моем?

2)     Откуда пришла моя фамилия?

3)     Кто живет вокруг меня?

4)     Народные промысли России

5)     Россия – наша Родина

6)     Столица России – Москва

7)     Открытки ветерану

 

5-8 классы:

1)      Моя родословная.

2)      Личное и общественное

3)      Я – гражданин

       4) Россия – моя Родина.

       5) Добрые руки человеческой помощи

      6) Истинная дружба

      7) Боевая и трудовая слава моего дома

      8) Отрывной календарь войны

      9) Письмо ветерану

 

9-11 классы:

 1) Дороги, которые мы выбираем

2) Самореализация, самоутверждение,

самодостаточность, самоудовлетворение

и другие «само-…»

3)Моя Родина –России

4) Я хочу помочь людям

5) Как научиться жить без конфликтов

6) Я голосую за …  

7) Итоги Второй мировой. Страны, люди, герои…

 

 

Сентябрь-май

Классные руководители 1-11 классов

4.

Экскурсии, походы по местам боевой славы «Дорога жизни», знакомство с историческими и памятными местами Санкт-Петербурга и Ленинградской области  (см. подпрограмму «Воспитание петербуржца»)

ежегодно

Зам. по ВР, классные руководители

5.

Проведение тематических классных часов по толерантности

1 классы «Я и мы»

2 классы «Мы все разные. Мы все – граждане одной страны»

3 классы «Многоликий Петербург»

4 классы «Как поступать нельзя?»

5 классы  «Что такое толерантность?»

6 классы «Национальность и гражданство»

7 классы «Кто такой патриот?»

8 классы «Нацизм и интернационализм»

9 классы  «История страны – в  судьбах людей»

10 классы «Расизм в современной России: реальность или выдумка?»

11 классы «Террор – чума XXI века»

Ноябрь-апрель

Классные руководители

6.

Кинопросмотр «Многоликий Петербург»

ноябрь

Классные руководители 6-9 классов

7.

Месячник толерантности:

·        Выставка рисунков «Мы разные» 1-4 классы

·        Фестиваль национальных культур «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

·        Презентация «Многонациональный Адмиралтейский район»

·        Радиолинейка «Это касается каждого»

Ежегодно,

октябрь

Зам.по ВР, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор

8.

Участие в районном туристическом слете

ежегодно

Учитель физкультуры

9.

Участие в работе «Эко-центра» МО «Сенной округ» проект «Балтийский берег…»

ежегодно

Зам.по ВР, классные руководители 5-6 классов

10.

Совместная работа с ДДТ «У Вознесенского моста» и ДДТ «Измайловский» по планам совместной деятельности

ежегодно

Зам.по ВР, классные руководители 1-8 классов

11.

Совместный проект  с ГДЮБ им.А.С.Пушкина «Правовая культура»

Сентябрь-апрель

Зам.по ВР, учителя истории, классные руководители 9-11 классов

12.

Встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право: практические советы»

Раз в четверть

Зам. по ВР, классные руководители 8-10 классов

 

1.4.Общественно-полезная деятельность

 

 

1.

Проведение конкурса на самый чистый и уютный класс

апрель

Зам.по ВР, классные руководители

2.

 Социальный проект «Моя школа — мой дом»

ежегодно

Зам.по АХЧ, классные руководители

3.

Помощь воспитанникам детского сада № 27 в подготовке праздников

ежегодно

Зам.по ВР, классные руководители 1-4 классов

4.

Проект «Наша помощь – родному городу»

ежегодно

Зам.по ВР, АХЧ

5.

Проект «Живые цветы – Великой Победы»

ежегодно

Зам.по ВР, АХЧ

 

1.5.Мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетними

 

 

 

1.

Реализация программы «Технология профилактики асоциального поведения детей подросткового возраста в условиях ОУ» (см. программу)

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

 

1.6. Работа с родителями

 

 

 

1.

Формы работы с родителями:

·         анкетирование

·         беседа

·         консультации

·         тематические родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

 

Сентябрь-май

Классные руководители 1-11 классов

2.

Родительские собрания:

1-ые классы

1) Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.

2) «Учись учиться!» рекомендации по организации учебной деятельности.

3) Организация режима дня ребёнка младшего школьного возраста.

4) ЗОЖ школьника.

 

2-3-е классы

1) Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.

2) Формы семейного общения.

3) Трудовое воспитание учащихся младших классов.

4) Семейные традиции.

5) Возрастные особенности учащихся младшего звена.

6) Стимулирование школьников: кнут или пряник?

7) Место ребёнка в детском коллективе.

 

4-ые классы

1) Как помочь ребёнку учиться?

2) Мир детей и мир взрослых – точки соприкосновения.

3) Как воспитать любовь к родному краю?

4) Как подготовиться к переходу в среднее звено?

5-ые классы

1) Психологические и физиологические проблемы адаптации детей к обучению в 5 классе.

2) Культурные традиции семьи.

3) Семья и школа – грани взаимодействия.

4) Как помочь ребёнку составить свою родословную.

 

6-ые классы

1) Психологические особенности детей младшего подросткового возраста.

2) Разрешите ребёнку быть ребёнком.

3) Дети + семья + школа = ?

4) Творческий отчёт о жизни класса.

 

7-ые классы

1) Воспитание гражданина – долг каждого гражданина.

2) Психология межличностных отношений.

3) Национальные традиции в семейном воспитании и толерантность.

4) Каждый человек – кузнец своего счастья

 

8-ые классы

1) Особенности полового развития подростков.

2) Проблемы полового воспитания в семье и пути их решения.

3) Как воспитать потребность в ЗОЖ ?

4) Воспитание учащихся средствами искусства.

 

9-ые классы

1) Основные направления учебной и

творческой деятельности школьника.

2) Общечеловеческие и семейные духовные ценности.

3) Как воспитать личность?

4) Как организовать подготовку к аттестации выпускника основной школы

 

 

10-ые классы

1) Особенности организации образовательного процесса в 10 классе.

2) Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

3) Как помочь старшекласснику в выборе своего жизненного пути?

4) Как найти своё призвание?

 

11-ые классы

1) Организация образовательного процесса в 11 классе.

2) Проблемы самоопределения

старшеклассников.

3) Как помочь выпускникам в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.

4) Организация последнего звонка и выпускного вечера.

Раз в четверть

Классные руководители 1-11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 Подпрограмма «Воспитание  петербуржца как продолжателя традиций своего города»

 Цель:

  1. Знакомство  с музеями и культурным наследием Санкт-Петербурга
  2. Формирование бережного отношения к культурным ценностям и традициям своего города.

 Задачи подпрограммы:

  • Формирование единого поля культурного взаимодействия между учащимися школы и музеями  нашего города.
  • Развитие представлений о Санкт-Петербурге как центре мировой культуры
  • Формирование толерантного межкультурного взаимодействия различных  народов и национальностей Санкт-Петербурга

 Ожидаемый результат:

  • Понимание, уважение  и принятие учащимися социокультурного пространства Санкт-Петербурга как мировой культурной столицы.
  • Благоприятные условия для взаимодействия школы, личности  и объектов культуры.
  • Повышение роли  жителей Санкт-Петербурга  в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью.

 Мероприятия по  реализации подпрограммы

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Туристический слет «Осень – 200..» для 4-11 классов

- соревнования по станциям

- туристическая тропа

- полоса препятствий

сентябрь

Зам.по ВР, педагог-организатор, учителя физкультуры, классные руководители

2.

Проведение тематических классных часов

«Мой город- Ленинград – Санкт- Петербург»

ежегодно

Классные руководители

3.

Проведение конкурсов сочинений, рисунков на тему: «Петербург- мой город»

май

Зам.по ВР, ОДОд, классные руководители

 

Школьная акция «Родная природа»

Май

Классные руководители 1-4 классов

4.

Работа с «Этнокалендарем Санкт-Петербурга»:

·        Выставки в учебных кабинетах, библиотеке

·        Использование материалов на внеурочных мероприятиях

постоянно

Зам.по ВР, библиотекарь

5.

Проведение тематических экскурсий: (октябрь, ноябрь, февраль-апрель)

ОКТЯБРЬ

1-е  классы –Памятник Петру Великому

2-е классы – Исаакиевский собор

3-е  классы – Домик Петра I

4-е классы  -  Музеи на Стрелке Васильевского острова. Кунсткамера

5-е классы – Эрмитаж. Древний Восток.

6-е классы – Эрмитаж. Средневековое рыцарство.

7-е классы  — Центральный военно-исторический музей. История подводных лодок России.

8-е классы – Музей Арктики и Антарктики. Природа Антарктики и методы исследования Антарктиды.

9-е классы – Музей политической полиции.

10- е классы – Музей-квартира Ф.И. Тютчева

11-е классы – Музей-квартира А.А.Блока

НОЯБРЬ

1-е  классы — Центральный музей железнодорожного транспорта

2-е классы- Музей гигиены

3-е  классы – Площадь декабристов

4-е классы – Русский музей. Обзорная

5-е классы – Эрмитаж. Древняя Греция.

6-е классы – Царскосельсикй Лицей. А.С.Пушкин

7-е классы  — Музей религии. Протестантизм.

8-е классы – Музей Г.В.Державина и русской словесности

9-е классы – Русский музей. Живопись  нач. 20 вв.

ФЕВРАЛЬ

1-е  классы – Музей истории религии. «Как тебя зовут? История имен».

2-е классы – Центральный музей связи. «Тайна почтового ящика»

3-е  классы – Государственный Эрмитаж. Обзорная.

4-е классы – Петропавловская крепость.

5-е классы – Музей обороны и блокады Ленинграда.

6-е классы – Музей А.В.Суворова.

7-е классы  — Этнографический музей. «Быт сословий России 18-19 века».

8-е классы – Монумент героическим защитникам Ленинграда.

9-е классы – Музей-квартира Марины Цветаевой.

10-е классы – Музей обороны и блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда.

МАРТ

1-е  классы – Музей «Мир воды Санкт-Петербурга»

2-е классы – Этнографический музей. Обзорная.

3-е  классы – Центральный музей связи им. А.С.Попова

4-е классы –  Мосты через реки и каналы Петербурга

5-е классы – Кунсткамера.

6-е классы – Музей физики и физических явлений.

7-е классы  — Русский музей. Искусство 18 века.

8-е классы – Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и связи. Оружие 17-18вв.

9-е классы – Музей-квартира А.С.Пушкина

10-е классы – Литературно-мемориальный музей Ф.Д.Достоевского

АПРЕЛЬ

1-е  классы – Петербургский музей хлеба. «Сказки домового»

2-е классы – Детский исторический музей «Где учился Филиппок?»

3-е  классы – Мосты через Неву.

4-е классы –  Монумент героическим защитникам Ленинграда.

5-е классы – Петропавловская крепость в русской истории.

6-е классы – Ансамбли К.И.Росси: висячие сады (Эрмитаж).

7-е классы  — Музей гигиены «Физиологические основы труда и отдыха подростка»

8-е классы – Автобусная экскурсия «Памятные места войны 1812 года в Петербурге»

9-е классы – Крейсер «Аврора»

10-е классы – Русский музей. Михайловский замок.

 

 

октябрь

Зам. по ВР, классные руководители 1-11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. по ВР, классные руководители 1-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. по ВР, классные руководители 1-10 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. по ВР, классные руководители 1-10 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. по ВР, классные руководители 1-10 классов

6.

Проведение Вахты памяти (см. Подпрограмму «Гражданско-патриотическое воспитание: школьник. Гражданин России» р.1.1.)

 

Зам. по ВР, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор

7.

Театральные и кинопросмотры

ежегодно

Классные руководители

8

Конкурсы знатоков «Что? Где? Когда?»

ежегодно

Зам. по ВР, учителя истории

 

 Проект «Одаренные дети»

Цель:

  1. Раскрыть способности ребенка
  2. Организовать дополнительную работу с одаренными детьми

 Задачи проекта:

  1. Выявить тип одаренности каждого ребенка
  2. Организовать индивидуальную работу с учетом типа одаренности детей и их увлечений
  3. Создать систему диагностического развития одаренности детей в процессе реализации проекта
  4. Обеспечить поддержку развития одаренных детей.

 Ожидаемый результат:

  •        Индивидуальный подход к одаренным детям.
  •        Развитие способностей и талантов одаренных детей.
  •        Система диагностического развития одаренных детей в школе.

 Направления и формы реализации проекта

 №№

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

 

1.      Интеллектуальный талант

 

 

1.1

·  Ученическое научное общество

·  Ученические конференции школьного, районного, городского, Всероссийского уровня

·  Работа школьного клуба «Что? Где? Когда?»

·   Элективные курсы

·  Проектная деятельность учащихся по тематике различных учебных предметов

·  «Фестиваль талантов» — публичное награждение учащихся по результатам олимпиад, конкурсов, конференций

 

В течение года

Зам.директора по УВР, зам. по ВР, руководитель УНО, учителя-предметники

 

 2.Спортивный талант

 

 

2.1

· Секции ОДОДа

· Соревнования на первенство школы по волейболу, баскетболу

· Районные, городские и Всесоюзные соревнования

· Шахматная секция

В течение года

Зам. по ВР, учителя физкультуры, руководитель ОДОДа,  классные руководители

 

3.Творческий талант

 

 

3.1

·        Школьная газета

·        Выставки юных художников

·        Школьный конкурс «Талантливые ученики- талантливые учителя»

·        Школьный Клуб Веселых и Находчивых

·        Кружки ОДОда

·        Творческие конкурсы

 

В течение года

Зам. по ВР, учителя-предметники, руководитель ОДОДа,  классные руководители, учителя-предметники

 

4.Активность. Инициативность – социальный талант

 

 

 

4.1

· Совет школьников

· Школа «Я- лидер» — встречи и круглые столы с интересными людьми (тренинги, практикумы)

· Совет УНО – подготовка и проведение школьной ученической конференции

· Психологическое сопровождение:

- мониторинг личного роста

- тренинги

В течение года

Зам. по ВР, школьный психолог, социальный педагог

 

Подпрограмма «Будь здоров!»

                    Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

                   В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По официальным данным Минздрава и соц.- эконом развития РФ число здоровых подростков едва достигает 10 %. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Среди старших школьников число курящих достигает 70%, число систематически употребляющих алкоголь – 30%. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз нарушения осанки.

                 В  ГОУ  СОШ № 229 у первоклассников наблюдается около 30% отклонений в здоровье, а по окончанию школы эта цифра возрастает в 3 раза: лишь у 10% выпускников нет отклонений по состоянию здоровья.  В нашей школе выявлены заболевания учащихся: пониженное зрение – 7,5%, нарушение осанки- почти 50%;  имеют хронические патологии : невротические расстройства – 8%,  близорукость – около 20%, болезни органов дыхания – 4%, сколиоз – 2%, болезни кожи – почти 10%, болезни органов пищеварения – 3%. Характер заболеваний учащихся в период учебной деятельности говорит о причинах негативного влияния образовательной среды на здоровье детей, а именно:

  • несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
  • низкий уровень культуры здоровья учеников и их родителей, недостаточное внимание школы к формированию такой культуры; 
  • недостаточно физическая активность школьников;
  • неправильная организация питания учащихся в школе.

Цель подпрограммы:

  • Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учеников школы
  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей достижения успеха.

 Задачи подпрограммы:

  1. Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья учащихся
  2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни
  3. Внедрение здоровьезберегающих образовательных технологий
  4. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физкультуры и спорта
  5. Комплекс мероприятий по негативному отношению к вредным привычкам.

Ожидаемые результаты

  • Потребности и умения учеников самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, сознательно применяя их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья.
  • Сокращение пропусков занятий учениками по болезни.
  • Повышение общекультурной подготовки родителей.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья:
  • воздержание от курения – 90% учеников;
  • от употребления пива    — 98 % учеников.

 Мероприятия  по реализации подпрограммы:

 № п/п

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I.

Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся

 

 

1.1.

Медицинский осмотр учащихся школы

Конец августа

Медсестра, классные руководители

 

1.2.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп

сентябрь

Медсестра, классные руководители,

учителя физкультуры

1.3.

Профосмотры старшеклассников

Февраль — март

Медсестра, классные  руководители

 9, 11-х классов

1.4.

Профосмотры детей

Декабрь-апрель

Медсестра, классные  руководители

 7, 8-х классов

1.5.

Диспансеризация детей в детской поликлинике

Октябрь-февраль

Медсестра, классные руководители

 

1.6.

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

Медсестра, зам.по ВР

1.7.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

Медсестра, социальный педагог

1.8.

Составление социальных паспортов класса, школы

сентябрь

Классные руководители, соц.педагог

1.9.

Социальное, правовое, медицинское просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях специалистов социальных и властных структур ( ЦППРК, Центра помощи семьи Адмиралтейского района, Прокуратуры Адмиралтейского района, инспектора ОДН Адмиралтейского района, инспектора ГИБДД Адмиралтейского района)

постоянно

Зам. по ВР

1.10.

Индивидуальные консультации родителей у психолога, социального педагога, педагогов школы, специалистов ЦППРК

постоянно

Зам. по ВР

2.

Мониторинг психофизического здоровья учащихся

 

 

2.1.

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

·        Тест на адаптацию в начальной школе;

·        Тест на адаптацию в средней школе;

 

Сентябрь, апрель

Психологи из  ЦППРК, школьный психолог

2.2.

 Психологический мониторинг здоровья учащихся:

·        Тест на тревожность

январь

школьный психолог

2.3.

Работа по программам ЦППРК ( см. договор с ЦППРК)

В течение года

Классные руководители, психологи

3.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе

 

 

3.1.

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

Зам. по ВР

3.2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение года

Зам. по  УВР

3.3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

- проветривание

- освещение

- отопление

- вентиляция

- уборка

 

2 раза в год

Зам. по УВР,  медсестра

3.4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

ежедневно

Отв. За питание, медсестра

3.5.

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

В течение года

 Зам. по  УВР

3.6.

 Организация активного отдыха на переменах

постоянно

Классные руководители 1-4 классов

4.

Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

 

 

4.1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В течение года

медсестра

4.2.

Профилактическая работа во время эпидемий

 В течение года

медсестра

4.3.

Профилактическая работа через беседы, санбюлетени, уголки здоровья

 В течение года

медсестра

5.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность

 

 

5.1.

Профилактика нарушения осанки на уроках  

В течение года

Учителя  

5.2

Комплектование  кружков и объединений дополнительного образования

сентябрь

Руководитель ОДОда

5.3.

Подвижные перемены с использований возможностей рекреаций

В течение года

Учителя физкультуры, классные руководители 1-4 классов

5.4

Организация школьных соревнований и участие в районных, городских соревнованиях

В течение года

Учителя физкультуры

5.5

Проведение Дня защиты детей, дней здоровья, прогулок, экскурсий

В течение года

Классные руководители, учитель ОБЖ, учителя физкультуры

5.6

Работа спортивных секций школы

В течение года

 учителя физкультуры

5.7

Проведение спортивного праздника «А, ну-ка, парни»

В течение года

Классные руководители 10-11 классов, учитель ОБЖ, учителя физкультуры

5.8

Проведение школьного туристического слета «Осень- 200…»

В течение года

Зам. по ВР, педагог-организатор,  классные руководители, учителя физкультуры

5.9

Соревнования на Кубок МС «Сенной округ»

Ноябрь, апрель

Зам.по ВР, педагог-организатор,  классные руководители, учитель ОБЖ

5.10

Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница»

Ежегодно,май

Учителя физкультуры, ОБЖ

5.11

Участие в районном конкурсе «Овеянный славой наш флаг боевой…»

ежегодно

Учителя физкультуры, ОБЖ

5.12

Проведение соревнований на первенство школы по:

·        «Веселые старты»

·        Волейболу

·        баскетболу

Ежегодно

Ноябрь

Январь

март

Учителя физкультуры, ОБЖ

5.13

Участие в городском кроссе «День Победы»

ежегодно

Учителя физкультуры

5.14

Военно-спортивные мероприятия, посвященные Дню призывника

 

ежегодно

Учитель ОБЖ

5.15

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки, лазерному пистолету

 

ежегодно

Учитель ОБЖ

5.16

Организация летней занятости учащихся

Апрель-май

Социальный педагог

5.17

Проведение тематических классных часов по здоровому образу жизни (см. р. «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек)

 

ежегодно

Классные руководители

1-11 классов

6.

Профилактика травматизма

 

 

6.1.

Занятия по правилам дорожного движения

В течение года

Зам. по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ

6.2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ

В течение года

Учитель ОБЖ

6.3.

Инструктаж сотрудников и учащихся школы по правилам техники безопасности

Сентябрь

Отв. по технике безопасности, классные руководители

6.4.

Игры по правилам дорожного движения:

·        «Красный, желтый, зеленый» для 1-4 классов

·        Безопасный переход

Ноябрь-декабрь

Педагог-организатор, ученики 9-х классов

6.5.

Выставка рисунков «Дорога и мы»

октябрь

Учитель ИЗО

6.6.

Радиолинейки:

·        Безопасность на дорогах в зимнее время

·        Безопасность на улицах и дорогах в весеннее время

 

Ноябрь

Апрель

 

Зам. по ВР

6.7.

Встречи и беседы инспектора ГИБДД с учащимися и родителями

Октябрь-март

Зам. по ВР

6.8.

Игра для первоклассников «Посвящение в пешеходы»

сентябрь

Педагог-организатор

6.9.

Конкурс творческих работ по ПДД «Дорога и дети»

ноябрь

Классные руководители

6.10.

Участие в районных соревнованиях:

·        Безопасное колесо

·        Зеленый огонек

·        Загадки светофора

·        Город. Пешеход. Автомобиль

 

В течение года

Зам. по ВР,  классные руководители

7.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

 

 

7.1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ

В течение года

Учитель ОБЖ

7.2.

Тематические родительские собрания (см. тематику родительских собраний)

В течение года

Классные руководители

7.3.

Реализация Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2011г. № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся ОУ, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего(полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других веществ»

В течение года

Классные руководители

7.4.

Участие в районной программе «Класс, свободный от курения»

В течении года

соцпедагог

7.5.

Участие в районной акции «О, спорт…»

В течении года

соцпедагог

7.6.

Конкурсы, викторины

По плану

Зам. по ВР, классные руководители

7.7

 Тематические классные часы:                 

              1-7 классы:

·         Растения на службе здоровья человека

·         Светофор здоровья

·         Польза утренней зарядки

·         В здоровом теле – здоровый дух

·         Мое здоровье – моя крепость

·         Здоровье в саду и на грядке

·         Вредные привычки «да» и «нет»

·         Закаливание своего организма

·         Режим питания

·         «Правильные» продукты

 

8-11 классы :

·        Питание и здоровый образ жизни человека

·        Вредные привычки «да» и «нет»

·        О пользе закаливания

·         В здоровом теле – здоровый дух

·        «Свет мой, зеркальце, скажи…» ( о вреде и пользе косметики)

·        Биодобавки: польза или вред

·        Закаливание организма

·        «Здоровый образ жизни» — это модно или нет?

·        Утренняя гимнастика для моего организма

·        Курение – вред или модно?

·        Пиво и молодежь

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  3. Национальный проект «Образование»;
  4. Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;
  6. Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге  на 2010-2014гг.;
  7. Программа  гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности   в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (Программа «Толерантность»);
  8. Концепция развития государственно-общественного управления образованием  в Санкт-Петербурге «Петербургская школа 2010»;
  9. ФГОС первого и второго поколения
  10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2009.
  11. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М., Глобус,, 2007.
  12. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель. Выпуск 1. Санкт-Петербург, 2010.
  13. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград. 2009.
  14. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. СПб,2010.