Размер шрифта:

Логин

ПОЛОЖЕНИЕ о научно-исследовательской деятельности

Принято  на  педагогическом Совете                  Утверждаю

ГОУ СОШ № 229                                              Директор ГОУ СОШ №229                   Н.А.Петрова

протокол № ___ от ______20   г.                                                     Приказ №____ от_________20   г.

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

о научно-исследовательской деятельности

ГОУ СОШ № 229

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

I. Общие положения.

 Научно-исследовательская деятельность является составной час­тью образовательного процесса  ГОУ  СОШ № 229  и прохо­дит в урочное и внеурочное время в течение учебно­го года, является одним из методов развивающего личностно-ориентированного обучения, формой добровольного объединения учащихся  шклолы229  , заинтересованных в самостоятельном научном исследовании, стремящихся к получению лично и общественно значимого результата.

Под исследовательской  деятельностью коллектив  школы№229 занимает целенаправленно организованную на­учно-исследовательскую работу, проводимую детско-взрослыми творческими коллективами по разреше­нию одной из актуальных проблем современной обще­ственной жизни. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками детско-взрослого объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Ее результатом яв­ляется создание собственного интеллектуального про­дукта, предназначенного для активного применения в образовательной практике. Итогом на­учно-исследовательской деятельности лицеистов является научно-практическая конференция школы № 229 «Мир вокруг нас»

II. Место проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве школы № 229

В Концепции модернизации российского образования   определены цели общего образования на современном этапе. Особо подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.             Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Научно-исследовательская деятельность учащихся является приоритетным направлением в рамках реализации Федеральной программы «Школа будущего».  

Научно -исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования).

Научно — исследовательская деятельность учащихся является формой создания в школы № 229   творческой позитивной атмосферы сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы. Учащиеся школы № 229    включены в образовательное пространство округа, города, участвуя в различных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, конкурсах.

Исследовательская деятельность в школы № 229  является  желательной.

Работа над проектами в течение года ведется по предметным секциям. Возглавляет секцию учитель-предметник и ученик-победитель конференции прошлых лет.

Представитель секции входит в состав научного общества школы № 229.   

Педагоги методической группы «Научно-исследовательская деятельность» организуют занятия в секциях по своей теме.

Задачей педагогического коллектива и каждого педагога лицея является создание благоприятной атмосферы для детского творчества.

III. Цели, задачи и направления проектной и исследовательской деятельности школы № 229

Цели научно-исследовательской деятельности:

1.     Развитие  у учащихся интереса к углубленному изучению основ наук.

2.     Привлечение учащихся к исследовательской деятельности как к действенному средству личностного развития.

3.     Развитие качеств личности, обеспечивающих жизненную успешность.

Задачи  научно-исследовательской деятельности учащихся:

1.    Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.

2.    Развитие творческих способностей учащихся и инициативности.

3.    Совершенствование навыков публичного выступления,  научного диалога.

4.    Формирование школьного научного сообщества учащихся и педагогов.

5.    Вовлечение в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся и их родителей, создание, таким образом, творческого коллектива, занятого общим делом.

6.    Расширять границы практического использования проектных работ, созданных лицеистами.

Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в исследовательской деятельности.

IV Участники научно —  исследовательской деятельности школы № 229

Членство в УНИО

1. Членами УНИО являются учащиеся 8– 11-х классов школы № 229, изъявившие желание активно участвовать в работе одной-двух секций общества, учителя, учащиеся других школ, сотрудники научно-исследовательских институтов, вузов, студенты, ученые.                   

2. Члены УНИО – любые лица, принимающие участие в работе кружков, секций, спецкурсов, лекториев, факультативов, организуемых  УНИО и выполняющих задания УНИО, учащиеся лицейских классов школы № 229, учащиеся других классов и школ.                                                                   

3. Членами УНИО являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в  реализации проектов УНИО, а также сотрудники УНИО: руководители кружков, секций, факультативов, представители руководящих органов научного общества учащихся.                                                                                       

4.  УНИО и его члены имеют право участвовать в работе других учебных и научных организаций – как в составе, так и на правах ассоциированных членов или подразделений.

Члены УНИО имеют право:                                                                                                

  •  использовать материальную базу школы для самостоятельных исследований;      
  • получать консультации и рецензии на свои работы,
  • иметь научного руководителя (консультанта), которым может быть как учитель школы, так и представители ВУЗов города;                                                                                                                       
  • руководить работой кружков, факультативов, лекториев, поисковых групп;                 
  • избирать и быть избранными в руководящие органы УНИО;                            
  • быть избранными и участвовать в работе других учебных и научных организаций;         
  • принимать участие в научно-исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
  • на установление индивидуального графика учебной занятости в соответствии с санитарными нормами. Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня является формой учебной деятельности и освобождает ученика от посещения учебных занятий в этот день, а также от подготовки домашнего задания на текущий и последующий учебный день. Ученик обязан сдать пропущенное контрольное мероприятие (контрольная работа, зачет, тест, лабораторная работа и т.д.) в индивидуальном порядке.                             
  • добровольно выйти из состава УНИО.

 V. Руководящие органы УНИО

  1. Верховным органом УНИО является общее собрание членов УНИО, которое проводится не реже одного раза в год.
  2. Собрание  УНИО избирает  Председателя и его заместителей по научным секциям, которые руководят УНИО в течение учебного года.
  3. Собрание утверждает Ученый совет УНИО из состава преподавателей и учащихся.                          
  4. Собрание заслушивает и утверждает отчет Председателя или его заместителей.
  5. Председатель, его заместители по секциям и Ученый совет из состава преподавателей УНИО рекомендуют и назначают мероприятия научного общества учащихся.

Ученый совет УНИО :

  • Определяет цели и задачи и направления  Научно — исследовательского движения на текущий учебный год.
  • Планирует научно — исследовательскую деятельность.
  • Организует процесс научно — исследовательской деятельности в творческих группах и консультации специалистов.
  • Проводит предварительную экспертизу работ, представляемых на НПК.
  • Организует и проводит школьные научно-практические конференции исследовательских работ.
  • Осуществляет выдвижение работ для участия в конкурсных мероприятиях окружного, городского, федераль­ного уровней.

Методическая группа педагогов «Исследовательская деятельность»:

  • Разрабатывает методические приемы, рекомендации, подходы реализации различных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Проводит индивидуальные консультации с учащимися, испытывающими затруднения на различных этапах подготовки исследования.
  • Проводит индивидуальные консультации с учащимися, представляющими школу № 229 на конкурсах разного уровня.

Руководитель научно – исследовательской работы:

  • Организует работу учащегося над исследовательской работой, осуществляет контроль деятельности ученика и несет ответственность за качество, представляемой научно – исследовательской работой.
  • Заявляет через организационный комитет школы 229  участие ученика в конкурсах различного уровня.
  • Обращается через организационный комитет за индивидуальными консультациями специалистов различного уровня.

VI. Структура УНИО

Общество состоит из трех секций: гуманитарной, естественно-научной и физико-математической, включая информатику. Все секции осуществляют научно-методическую поддержку направлений.

  • Гуманитарная секция объединяет экономику и  право, филологическое, лингвистическое, историческое и искусствоведческое направо. 
  • Естественнонаучная секция объединяет математическое, физическое, химическое, биологическое, географическое, экологическое направления.
  • .Физико-математическая секция объединяет математическое, физическое направления и информатику.

VII. Атрибутика УНИО:

1.Девиз УНИО: « Ищем, творим, удивляемся!»

2.Эмблема: см. приложения

Устав УНИО школы № 229

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Возраст вступления в УНИО – 14 лет.

Ученик, участвующий в работе УНИО, имеет право:

  • Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
  • Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
  • Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в  районе, городе;
  • Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

 Ученик, участвующий в УНИО, обязан:

  • регулярно и активно участвовать в заседаниях УНИО в своей секции;
  • периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  • обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  •  активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  • строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
  • строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Запись в УНИО

Запись в УНИО определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.

Вступив в УНИО, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции УНИО, определяется место и время их проведения.