ПОЛОЖЕНИЕ о научно-исследовательской деятельности
Принято на педагогическом Совете Утверждаю
ГОУ СОШ № 229 Директор ГОУ СОШ №229 Н.А.Петрова
протокол № ___ от ______20 г. Приказ №____ от_________20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о научно-исследовательской деятельности
ГОУ СОШ № 229
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
I. Общие положения.
Научно-исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса ГОУ СОШ № 229 и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года, является одним из методов развивающего личностно-ориентированного обучения, формой добровольного объединения учащихся шклолы229 , заинтересованных в самостоятельном научном исследовании, стремящихся к получению лично и общественно значимого результата.
Под исследовательской деятельностью коллектив школы№229 занимает целенаправленно организованную научно-исследовательскую работу, проводимую детско-взрослыми творческими коллективами по разрешению одной из актуальных проблем современной общественной жизни. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками детско-взрослого объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Ее результатом является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного применения в образовательной практике. Итогом научно-исследовательской деятельности лицеистов является научно-практическая конференция школы № 229 «Мир вокруг нас»
II. Место проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве школы № 229
В Концепции модернизации российского образования определены цели общего образования на современном этапе. Особо подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Научно-исследовательская деятельность учащихся является приоритетным направлением в рамках реализации Федеральной программы «Школа будущего».
Научно -исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования).
Научно — исследовательская деятельность учащихся является формой создания в школы № 229 творческой позитивной атмосферы сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы. Учащиеся школы № 229 включены в образовательное пространство округа, города, участвуя в различных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, конкурсах.
Исследовательская деятельность в школы № 229 является желательной.
Работа над проектами в течение года ведется по предметным секциям. Возглавляет секцию учитель-предметник и ученик-победитель конференции прошлых лет.
Представитель секции входит в состав научного общества школы № 229.
Педагоги методической группы «Научно-исследовательская деятельность» организуют занятия в секциях по своей теме.
Задачей педагогического коллектива и каждого педагога лицея является создание благоприятной атмосферы для детского творчества.
III. Цели, задачи и направления проектной и исследовательской деятельности школы № 229
Цели научно-исследовательской деятельности:
1. Развитие у учащихся интереса к углубленному изучению основ наук.
2. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности как к действенному средству личностного развития.
3. Развитие качеств личности, обеспечивающих жизненную успешность.
Задачи научно-исследовательской деятельности учащихся:
1. Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.
2. Развитие творческих способностей учащихся и инициативности.
3. Совершенствование навыков публичного выступления, научного диалога.
4. Формирование школьного научного сообщества учащихся и педагогов.
5. Вовлечение в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся и их родителей, создание, таким образом, творческого коллектива, занятого общим делом.
6. Расширять границы практического использования проектных работ, созданных лицеистами.
Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в исследовательской деятельности.
IV Участники научно — исследовательской деятельности школы № 229
Членство в УНИО
1. Членами УНИО являются учащиеся 8– 11-х классов школы № 229, изъявившие желание активно участвовать в работе одной-двух секций общества, учителя, учащиеся других школ, сотрудники научно-исследовательских институтов, вузов, студенты, ученые.
2. Члены УНИО – любые лица, принимающие участие в работе кружков, секций, спецкурсов, лекториев, факультативов, организуемых УНИО и выполняющих задания УНИО, учащиеся лицейских классов школы № 229, учащиеся других классов и школ.
3. Членами УНИО являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации проектов УНИО, а также сотрудники УНИО: руководители кружков, секций, факультативов, представители руководящих органов научного общества учащихся.
4. УНИО и его члены имеют право участвовать в работе других учебных и научных организаций – как в составе, так и на правах ассоциированных членов или подразделений.
Члены УНИО имеют право:
- использовать материальную базу школы для самостоятельных исследований;
- получать консультации и рецензии на свои работы,
- иметь научного руководителя (консультанта), которым может быть как учитель школы, так и представители ВУЗов города;
- руководить работой кружков, факультативов, лекториев, поисковых групп;
- избирать и быть избранными в руководящие органы УНИО;
- быть избранными и участвовать в работе других учебных и научных организаций;
- принимать участие в научно-исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
- на установление индивидуального графика учебной занятости в соответствии с санитарными нормами. Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня является формой учебной деятельности и освобождает ученика от посещения учебных занятий в этот день, а также от подготовки домашнего задания на текущий и последующий учебный день. Ученик обязан сдать пропущенное контрольное мероприятие (контрольная работа, зачет, тест, лабораторная работа и т.д.) в индивидуальном порядке.
- добровольно выйти из состава УНИО.
V. Руководящие органы УНИО
- Верховным органом УНИО является общее собрание членов УНИО, которое проводится не реже одного раза в год.
- Собрание УНИО избирает Председателя и его заместителей по научным секциям, которые руководят УНИО в течение учебного года.
- Собрание утверждает Ученый совет УНИО из состава преподавателей и учащихся.
- Собрание заслушивает и утверждает отчет Председателя или его заместителей.
- Председатель, его заместители по секциям и Ученый совет из состава преподавателей УНИО рекомендуют и назначают мероприятия научного общества учащихся.
Ученый совет УНИО :
- Определяет цели и задачи и направления Научно — исследовательского движения на текущий учебный год.
- Планирует научно — исследовательскую деятельность.
- Организует процесс научно — исследовательской деятельности в творческих группах и консультации специалистов.
- Проводит предварительную экспертизу работ, представляемых на НПК.
- Организует и проводит школьные научно-практические конференции исследовательских работ.
- Осуществляет выдвижение работ для участия в конкурсных мероприятиях окружного, городского, федерального уровней.
Методическая группа педагогов «Исследовательская деятельность»:
- Разрабатывает методические приемы, рекомендации, подходы реализации различных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Проводит индивидуальные консультации с учащимися, испытывающими затруднения на различных этапах подготовки исследования.
- Проводит индивидуальные консультации с учащимися, представляющими школу № 229 на конкурсах разного уровня.
Руководитель научно – исследовательской работы:
- Организует работу учащегося над исследовательской работой, осуществляет контроль деятельности ученика и несет ответственность за качество, представляемой научно – исследовательской работой.
- Заявляет через организационный комитет школы 229 участие ученика в конкурсах различного уровня.
- Обращается через организационный комитет за индивидуальными консультациями специалистов различного уровня.
VI. Структура УНИО
Общество состоит из трех секций: гуманитарной, естественно-научной и физико-математической, включая информатику. Все секции осуществляют научно-методическую поддержку направлений.
- Гуманитарная секция объединяет экономику и право, филологическое, лингвистическое, историческое и искусствоведческое направо.
- Естественнонаучная секция объединяет математическое, физическое, химическое, биологическое, географическое, экологическое направления.
- .Физико-математическая секция объединяет математическое, физическое направления и информатику.
VII. Атрибутика УНИО:
1.Девиз УНИО: « Ищем, творим, удивляемся!»
2.Эмблема: см. приложения
Устав УНИО школы № 229
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в УНИО – 14 лет.
Ученик, участвующий в работе УНИО, имеет право:
- Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
- Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
- Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
- Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в районе, городе;
- Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в УНИО, обязан:
- регулярно и активно участвовать в заседаниях УНИО в своей секции;
- периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
- обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
- активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
- строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
- строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в УНИО
Запись в УНИО определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в УНИО, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции УНИО, определяется место и время их проведения.